ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 9 МИНУТ

ЗАЧЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И КАК ЕГО ВЫБРАТЬ?

Руководители редко задумываются о своем стиле управления: и без него все нормально работает. Вопрос в том, что считать нормой? Вряд ли невыполнение поручений в нужном качестве и объеме и недовольство сотрудников, перерастающее в «текучку» кадров, – это тот результат, на который рассчитывает руководитель. Скорее обстоятельства, с которыми приходится мириться.

Стиль управления нужно выбирать и корректировать, чтобы:

  • Уметь вовремя «дожать» сотрудника, чтобы он качественно выполнял поручения.
  • Понимать, когда нужно «слезть» с подчиненного, чтобы и работа выполнялась, и недовольство не росло.
  • Найти баланс между «дожать» и «слезть», чтобы избежать критических ситуаций.
Важно понимать, что нет единственно правильного стиля управления, есть правильно примененный стиль в конкретных условиях.

На то, какой стиль выбрать влияет три основных фактора:

  • Задача – какое количество решений потенциально может быть, насколько они сложны в исполнении и насколько важен и срочен результат.
  • Команда – опыт и профессиональные компетенции сотрудников и их личностные особенности.
  • Ниша и специализация – насколько работа требует творчества или алгоритмизации, точности или большого количества трактовок.
Существует множество разных классификаций стилей управления. Сегодня мы рассмотрим один из самых популярных и простых – классификацию Курта Левина. Она предполагает 3 стиля: авторитарный, либеральный и демократический.

Начнем с инструкции, какой стиль выбрать в зависимости от ситуации, а далее дадим детальное описание каждого из них.  

Авторитарный стиль 

Данный стиль управления подразумевает полностью самостоятельное принятие решений без консультации с сотрудниками и делегирование готовых задач. В нем жестко обозначаются задачи, их условия и сроки. Коммуникации между сотрудниками в этом случае строго однонаправленные: руководитель ставит задачу подчиненному, затем принимает результат без какого-либо обсуждения. При этом руководитель ждет конкретного результата.

Демократический стиль

Руководитель предоставляет команде свободу действий в работе и при необходимости оказывает поддержку и помощь. Это могут быть советы, рекомендации, консультации и др. Контролируется только результат, процессы остаются на усмотрение сотрудников. Работа ведется в условиях полной открытости и информированности сотрудников. Однако последнее слово всегда остается за руководителем. 

Либеральный стиль

Все решения перекладываются на сотрудников. Команда имеет полную свободу действий. Руководитель строго не контролирует ни сроки, ни процессы – их самостоятельно устанавливают сотрудники. 

В выборе стиля управления важно не забывать быть гибким: разные задачи и сотрудники требуют разного похода. Кроме того, для эффективной работы руководителя важно выбрать не только стиль управления, но и роль. Здесь поможет PAEI-модель, но об этом уже в новой публикации на следующей неделе.

 
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить!